Свежий номер №4-5 (381-382) / В поисках золотого лосося
 
Владимир Гуриев, vguriev@computerra.ru 02.02.2001


 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>

Джордж КармакВ ночь с 16 на 17 августа 1896 года Джорджу Кармаку приснилась плывущая по реке чавыча. Чешуя у рыбы отливала золотом, а вместо глаз на Джорджа смотрели золотые самородки. Джордж, как и его спутники - индейцы Скукам Джим и Тэгиш «Доусон» Чарли 1, верил в вещие сны и видения. И, по крайней мере, в этот раз предчувствие его не обмануло - днем приятели обнаружили богатейшее золотое месторождение.

Когда Кармак спустился вниз по реке в Фортимайл, чтобы зарегистрировать право на разработку обнаруженного участка, опытные золотоискатели подняли «Джорджа-врунишку» на смех. Однако смех смехом, но уже через месяц чуть ли не вся территория вдоль Кроличьего ручья, переименованного на радостях Кармаком в ручей Удачи, была разделена между местными старателями. После того как закончилась суровая юконская зима и корабли с двумя тоннами юконского золота на борту достигли Сан-Франциско и Сиэтла, началась настоящая золотая лихорадка - десятки тысяч людей устремились в суровый край в надежде поймать удачу. Участок между Клондайком и Юконом заполнился пришельцами с юга…

За прошедшие сто лет, по сути, мало что изменилось. Менялись географическое расположение Клондайков и фамилии первооткрывателей всевозможных золотых жил, но золотоглазые лососи искателям удачи снились регулярно (но далеко не всегда результативно). К середине 90-х годов прогресс достиг такого уровня, что нужда в реально существующем Клондайке отпала - деньги можно было заработать, заставив других поверить в его существование 2. Феномен Интернет-компаний - во многом базируется на магическом эффекте клондайкского золота, благо денег на открытие Интернет-компании сегодня требуется не многим больше, чем нужно было предприимчивым американцам на покупку билета до Доусона.

Человек берет кредит.
На этот кредит он снимает офис,
покупает джип «чероки» и восемь ящиков «Смирновской».
Виктор Пелевин. «Generation „П“»

Началось все в 1996-97 годах, когда бурное расширение аудитории Интернета заставило первых инвесторов поверить в колоссальные перспективы начинающих Интернет-компаний. Одними из первых публично разместили свои акции Yahoo и Amazon - компании, которые и сегодня считаются достаточно устойчивыми 3. Нарисованное теоретиками веб-коммерции будущее казалось безоблачным - рост абонентов Сети исчислялся миллионами, будущие прибыли триллионами.

Первичное публичное размещение акций (IPO) по существу является неявной формой кредитования компании. Если у фирмы не хватает своих финансов для развития собственного бизнеса, то публичная продажа части акций является весьма популярным способом получения дополнительных средств. Плюсом IPO по сравнению с обычным займом является то, что отдавать деньги, полученные от инвесторов, не нужно - теоретически они должны удовольствоваться полученными от акций дивидендами, если таковые будут 4. Если же дивидендов не будет - так на то и биржа, чтобы рисковать. «Не шмогла, хозяин», - и весь разговор. Интересно, что до технологического бума IPO, как правило, не вызывало особого интереса инвесторов - мелких инвесторов на бирже было мало, а большие опасались вкладывать деньги в начинающие компании. Однако после того, как десятки еще вчера никому неизвестных компаний попали «из грязи в князи», а стоимость доступа к биржевым информационным ресурсам, благодаря развитию того же Интернета, заметно снизилась, к торговле акциями начали проявлять интерес и многочисленные частные инвесторы, готовые ради большого куша рискнуть своими деньгами. Их приход катализировал интерес к Интернет-компаниям и спровоцировал появление новых компаний, основная бизнес-модель которых сводилась к следующему: появиться, заявить о себе в прессе, выпустить акции, подсчитать прибыли, а там кривая вывезет. И это работало! В 1997 году, по данным Commscan, 34 Интернет-компании произвели первичную эмиссию своих Билет до Доусона для многих стал билетом в один конецакций на сумму 1 миллиард долларов, в следующем году этот же показатель вырос вдвое (при 45 эмитентах), а в 1999 году 292 Интернет-компании «заработали» на первичном размещении… 24 с гаком миллиарда долларов.

Васюкинцы денег платить не будут.
Они будут их по-лу-чать!
И. Ильф и Е. Петров. «12 стульев»

Инвесторы, которые покупали акции в расчете на получение хоть сколь-нибудь значительных дивидендов, просчитались. Большинство из новообразований оказалось глубоко убыточными предприятиями без каких-либо надежд на получение прибыли в обозримом будущем. Относительная легкость вхождения на рынок и получение значительных финансовых средств от инвесторов не могут обеспечить процветание компании, если во главе стоят люди без необходимых знаний и опыта. Между тем, бум вокруг Интернет-компаний привлек к инвестиционному рынку людей, которые, прямо скажем, в управлении были не слишком сведущи. Раньше большинство таких компаний умерло бы не родившись - просто из-за отсутствия у их создателей должной деловой хватки.

Постепенно изначально весьма доброжелательное отношение ко всем без исключения Интернет-компаниям начало меняться на более критическое. Акции куплены, деньги тают, а никаких подвижек к тому, чтобы бизнес в Интернет начал приносить прибыль, нет. Доход на популярности Интернет-компаний (кроме редких везунчиков, вложивших деньги в удачные проекты на ранних стадиях) получали лишь игроки, откровенно спекулирующие акциями.

Конечно, фондовый рынок - как, впрочем, и многие куда более реальные на первый взгляд объекты нашей жизни - вещь весьма условная. Стоимость акций произвольной компании зависит не столько от её реальной прибыльности, сколько от уровня доверия инвесторов. Однако при этом не стоит забывать, что доверие инвесторов складывается в том числе из оценки перспектив компании на получение прибыли. Перспектив, которые множество Интернет-компаний оправдать не смогло.

Между тем, деньги, полученные от первичного размещения акций, понемногу растаяли, а стоимость акций многих вчерашних фаворитов упала настолько, что получить столь необходимые средства путем очередной эмиссии акций не представлялось возможным. Рыночная капитализация многих компаний упала в сотни раз. В убыток работали рекламные агентства, Интернет-магазины, консультационные компании.… Как и в начале dotcom-революции одно потянуло за собой другое - плохое финансовое состояние (а, точнее, перманентная убыточность) Интернет-компаний повлекла за собой разочарование инвесторов, что повлекло за собой падение стоимости акций, что привело к еще большему ухудшению финансового состояния компаний. Замкнутый круг, который прерывается, как правило, процедурой банкротства.

[i38124]


1 (обратно к тексту) - Вернее было бы: Джим из рода Скукам и Чарли Доусон из рода Тэгиш.
2 (обратно к тексту) - Впрочем, золотые копи в Калифорнии и Южной Африке давали несравненно больше золота, однако подлинный интерес непрофессиональных старателей вызвал именно Клондайк.
3 (обратно к тексту) - Скажем так: большинство аналитиков сходится на том, что банкротство в ближайшее время ни Yahoo, ни Amazon не угрожает, хотя финансовое состояние обеих компаний оставляет желать лучшего.
4 (обратно к тексту) - Разумеется, операции с акциями не ограничиваются ожиданием дивидендов. Они на этом зиждятся.

 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>


Владимир Гуриев
vguriev@computerra.ru
 
Автор новостей


<< Почему эти птицы на север летят…
Все материалы номера
Пирамида Интернета >>