Свежий номер №4-5 (381-382) / Пирамида Интернета
 
Роман Косячков, rk@computerra.ru 02.02.2001

Существует понятие, широко используемое средствами массовой информации, политиками, учеными, бизнесменами, да и просто в обиходе, употребление которого вызывает у меня внутреннее сопротивление. Это - «интернетизация экономики». Более того, зачастую речь идет о «полной интернетизации» - и никак не меньше! От этого процесса ждут чуть ли не манны небесной - от снижения расходов на ведение классических форм бизнеса до появления целого ряда новых его форм, эффективных и сверхприбыльных. Наверное, так оно и есть. Загадкой же для меня остается экономический эффект, ожидаемый от «интернетизации». Все знают о результатах «индустриализации экономики». При всех ее «накладных расходах» (вот так, оказывается, можно назвать боль и страдания миллионов людей), это были впечатляющие результаты. Результаты «интернетизации» должны быть, по всеобщему мнению, не менее значительными. Но так ли это на самом деле? Приведу пример из российской действительности, причем из реального сектора экономики. Председатель правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский на одной из недавних конференций заметил, что концерн ЮКОС весьма интенсивно занимается внедрением Интернет-технологий в свою деятельность, и, более того, в результате этой деятельности через три года планируется достижение экономии средств в 30 миллионов долларов в год. И это на фоне объема продаж концерна, составляющего порядка 7 млрд. долларов в год! Не удивлюсь, кстати, что в «интернетизацию» концерн вложит за эти годы сумму, сопоставимую с упомянутыми 30-ю миллионами.

Другой пример. Сегодня весьма модной темой для обсуждения является следующая: кто получит львиную долю прибыли от «интернетизации экономики» - Интернет-компании или предприятия реального сектора? Безусловно, серьезный вопрос. Но для начала покажите мне эту прибыль!

Прибыли нет. Интернет-компании, за редким исключением, либо убыточны, либо балансируют на уровне самоокупаемости. Причем продолжается это положение уже на протяжении нескольких лет. Обвальное снижения курса акций Интернет-компаний, случившееся в прошлом году, отражает определенную усталость инвесторов, вложивших свои средства в «Интернет-экономику» и ничего не дождавшихся. Бизнес сегодня уже более трезво смотрит на ситуацию и, видимо, начинает применять к своим вложениям в «Интернет-экономику» опыт, наработанный веками в реальном секторе. И здравый смысл.

Более того, снижается и интерес потребителей к Интернету вообще. Уменьшается количество людей, реально посещающих Интернет-ресурсы и уменьшается среднее количество часов, проведенных посетителем в Сети. В США спад за последние несколько месяцев достиг 15 процентов, и среднестатистический пользователь Сети проводит в ней не более 15 часов в месяц, то есть полчаса в день.

Причины этого явления, на мой взгляд, довольно просты. Приведу аналогию из собственной практики. В юношестве, когда с этим было ОЧЕНЬ трудно, мне страшно хотелось иметь свой автомобиль. В самых розовых мечтах марка этого автомобиля была «Мерседес-Бенц». Мечта не осуществилась, но как-то со временем рассосалась сама собой. Сегодня я уже не хочу работать только для того, чтобы, в конце концов, купить «Мерседес» или что-то подобное. Почему? Да потому что им я уже НИКОГО не удивлю. Исчезла новизна и исключительность, а раз так - да ну его к черту!

Похожая ситуация сложилась и с доступом в Интернет. Исчезла новизна, исчезла исключительность, Интернет для многих посетителей превратился из развлечения в часть профессиональной деятельности. Поэтому времени ему уделяется ровно столько, сколько требуется для выполнения своей работы и удовлетворения личных информационных потребностей. Ну, может быть, у части людей сюда приплюсовывается потребность в общении. Но не более того. Удивить своей Интернет-продвинутостью сегодня никого нельзя.

В теме нашли свое место различные точки зрения на развитие «Интернет-экономики»: как пессимистическая, так и оптимистическая. Тем не менее, кажется, что обе эти точки зрения верны: пессимистическая отражает ситуацию на краткосрочную и, быть может, среднесрочную перспективу, а оптимистическая - на долгосрочную. То есть нынешний спад интереса к Сети означает не коренное изменение тенденции, а лишь некие, возможно существенные, флуктуации вокруг нее.

Так почему все-таки - «Пирамида Интернета»? Безусловно, нетрудно провести некие аналогии между текущей ситуацией в Сети и классическими финансовыми пирамидами (WWW как перевернутая MMM), чего, собственно, авторы этой темы номера и не избежали. Все это есть. Но, на мой взгляд, пирамида построена не столько в финансовой сфере, сколько в сфере человеческих оценок, предположений и предпочтений. Пирамида Интернета - это Пирамида Ожиданий, когда одни благоприятные прогнозы влекут за собой еще более благоприятные, а неудачи отдельных компаний на Интернет-рынке тут же находят рациональное объяснение, не затрагивающее святыню: «Интернет как лучшее место для вложения ваших денег!». И вовлекаются в этот круг все новые и новые участники. Правда, отрезвление уже наступает. Не ясен только один вопрос: будет ли эта пирамида мирно разобрана ее же строителями без особых потрясений для рынка, или же она просто рухнет в одночасье, погребя под своими обломками тысячи и тысячи неудачливых игроков?

[i38123]


Роман Косячков (фотография) Роман Косячков
rk@computerra.ru
 
Заместитель Главного Редактора по «Компьютерре-онлайн». Выпускник КВВМУ. Радиоинженер. Поэтому сферой профессиональных интересов являются буквально все сущности, по которым возможно движение электронов (или дырок).


<< В поисках золотого лосося
Все материалы номера