Свежий номер №45-46 (374-375) / Новости
 
Компьютерра , site@computerra.ru 12.12.2000


 
<< Страница 3

Страница 3
Страница 4
Приятно и безопасно

Страница 5
 >>

Обманываться рады

Мона Лиза, полотно кисти Леонардо да Винчи, созданное почти пятьсот лет назад, до сих пор пленяет своей необычностью: улыбка женщины отнюдь не статична, она кажется живой. Благодаря чему создается такое впечатление? В разное время предлагались разные объяснения: здесь и беременность натурщицы, и ее заболевание астмой, и даже неправильный прикус. Однако, возможно, ближе всех к разгадке подошла Маргарет Ливингстон, нейробиолог из Гарвардского университета.

По ее словам, живая улыбка есть не что иное, как результат оптической иллюзии, создаваемой мозгом человека из-за особенностей строения зрительных рецепторов. В отчете, опубликованном в журнале «Science», Маргарет повествует о проведенном ею эксперименте. С помощью специальной программы c оцифрованного изображения картины были удалены все нечеткие детали и тени, после чего улыбка… исчезла. Однако стоило восстановить часть размытостей, как улыбка появилась вновь. По словам ученого, таковы особенности восприятия человеком внешнего мира: за четкие детали отвечают одни участки глаза, а за движение, тени и блики - другие. Леонардо да Винчи задействовал сразу обе области, что и позволило ему создать эффект движения - особенно заметный при расслабленном, рассредоточенном взгляде на картину, когда активизируется вторая группа рецепторов. - Е.З.

Патент от жадности

21 ноября в Германии сторонники открытых исходных кодов программ одержали важную победу над Европейским патентным офисом (European Patent Office - EPO), добивающимся приведения европейского патентного законодательства в соответствие с американским (в Старом Свете в отличие от США программные решения не подлежат патентованию. - М.Г.). На проходившей в Мюнхене Дипломатической конференции по пересмотру Европейской патентной конвенции большинство участников проголосовало против предлагаемого EPO распространения системы патентования на программы. Швейцария, Австрия и Лихтенштейн воздержались от голосования, остальные государства выступили в поддержку сохранения в Конвенции статьи 52С, запрещающей программные патенты.

Мощная волна протестов в отношении намерений EPO поднялась благодаря стараниям и координационной работе альянса EuroLinux, который объединяет европейских издателей программного обеспечения и некоммерческие организации, ориентирующиеся на открытые исходные коды. В то же время многие признают, что дело это касается не только сторонников движения open source. Весьма активно возражают против патентов на программы правительства Германии, Франции и Скандинавских стран, усматривающие в «американском курсе» угрозу развитию электронной коммерции и национальному софтверному бизнесу. В решающий момент голосования ту же сторону приняла и долго колебавшаяся Голландия.

Сразу два недавних исследования, независимо друг от друга проведенных Джеймсом Бессеном (James Bessen) из Гарварда и Эриком Мэскиным (Eric Maskin) из Массачусетского технологического института, показали, что патенты на программы существенно тормозят новаторство. В Европе очень многие считают, что софтверная индустрия в целом и многочисленные небольшие фирмы в частности станут гораздо сильнее, если будут обладать иммунитетом к угрозам армии патентных адвокатов из США, пытающихся обложить всех лицензионными поборами за пользование фундаментальными алгоритмами или базовыми программистскими приемами, патентовать которые и неэтично, и неприлично. Тем не менее, в Европе крепки позиции и «патентного лобби», состоящего по преимуществу из юристов, чья карьера и финансовый успех напрямую зависят от количества оформленных патентов и надежности соответствующего законодательства.

Выигранная в Мюнхене битва чрезвычайно важна, однако, как предупреждает EuroLinux, впереди еще очень много работы по прояснению ситуации вокруг патентного законодательства. В частности, Европейский патентный офис в инициативном порядке уже выдал около десяти тысяч патентов на программные решения - главным образом американским компаниям, но если возникнут конфликты, национальные суды Европы наверняка признают эти патенты недействительными. - Б.К.

Дайте мне гитару в руки...

По адресу www.songplayer.com открылась, пожалуй, первая онлайновая школа игры на гитаре. Обучение начинается с простых вопросов типа «Чем электрическая гитара отличается от акустической?», затем виртуальный преподаватель, используя фото- и видеофрагменты, учит новичков играть простые песенки, потом посложнее, и voila! - вы уже играете. Для окончательной полировки полученных навыков на songplayer.com предлагают исполнить партию гитары в более чем 4000 известных композиций, доступных сейчас на сайте. Базовый набор уроков бесплатен, а за остальные придется заплатить. - А.Б.

Дитя рекламы

Сотрудник редакции Оксфордского словаря английского языка Фред Шапиро (Fred Shapiro), недавно раскрывший происхождение слов «hardware» и «software» (см. «КТ» #360), задался целью обнаружить первое упоминание в литературе термина «персональный компьютер».

Принято считать, что в первый раз это словосочетание появилось в майском номере журнала «Byte» за 1976 год. Но тщательный поиск показал, что впервые ПК был упомянут в журнале «Science» от 4 октября 1968 года в рекламе настольной клавишной вычислительной машины НР 9100А фирмы Hewlett-Packard. Восемнадцатикилограммовое устройство стоило 4900 долларов и обладало возможностями современного программируемого карманного калькулятора среднего класса. «Новый персональный компьютер Hewlett-Packard НР 9100А, - утверждала реклама, - способен освободить вас от необходимости становиться в очередь к большому компьютеру».

Таким образом, термин «ПК» появился не менее чем за восемь лет до того, как был собран первый прототип Apple. - Ю.Ф.

На помощь придет «уборноискатель»

Благодаря Интернету и сотовой телефонной связи американцам, ощутившим вдруг острую естественную нужду, больше не придется беспокоиться об изнурительных поисках общественного туалета. Веб-портал беспроводной связи YadaYada.com запустил новый сервис под примечательным названием «Уборноискатель» (Bathroom finder), помогающий владельцам мобильных телефонов найти ближайший ватерклозет, а заодно и установить, насколько тот заслуживает посещения.

Для начала услуга реализована в двенадцати городах США, включая Нью-Йорк, Сан-Франциско, Сиэтл, Лос-Анджелес и Вашингтон. Впоследствии сервис распространится и на другие регионы, а пока YadaYada заключает договоры о сотрудничестве с беспроводным порталом Rovenet и службой оценки туалетов (есть уже и такая!) Besttoilets.com.

В большинстве американских городов, говорят в YadaYada, отыскать общественный туалет непросто. Санитарное состояние общедоступных заведений, как правило, оставляет желать лучшего, а если человек с улицы попытается воспользоваться туалетом в каком-нибудь ресторане, то скорее всего наткнется на строгое предупреждение: «Только для клиентов». Теперь же, оказавшись в щекотливой ситуации, владельцу сотового телефона достаточно будет вызвать список ближайших мест общего пользования с описанием их достоинств. - Б.К.

Зима… но пчелы не уснули

Следуя западной моде, в преддверии рождественской подарочной лихорадки московские сотовые операторы усиленно завлекают клиентов очередными скидками.

5 декабря на пресс-конференции, посвященной приобретению дистрибуторской сети «Мобайл-Центр», компания «ВымпелКом» объявила, что с 10 декабря для абонентов «БиЛайн GSM», использующих «кредитные» тарифные планы, входящие звонки с телефонов МТС и МСС становятся бесплатными (а исходящие тарифицируются как звонки внутри сети «БиЛайн»). Видимо, учитывая известную любовь русского народа к халяве, компания предусмотрительно не стала уточнять долго ли продлится такая лафа.

Одновременно было объявлено и о скидках «до 30 процентов» на GSM-аппараты, продающиеся в салонах компании. Однако не стоит обольщаться. Хотя фирма и умалчивает о том, на какие модели телефонов распространяются скидки, нетрудно догадаться, что речь идет отнюдь не о самых последних моделях (об аналогичной акции объявила недавно, кстати, и МТС). Ну и на закуску: раскручивая недавно появившиеся тарифные планы «Лидер» и «Бизнес», компания «БиЛайн» предлагает подключившимся по ним в декабре бесплатно разговаривать в выходные и праздничные дни с января по март следующего года (интересно во сколько раз возрастет трафик в эти happy days?). - М.Т.

Шоу нового тысячелетия

«Интернет-шоу 2000» на пригласительном билете называлось международной выставкой, и я как человек, имеющий некоторое отношение к компьютерным кругам, купился и решил сходить - интересно же, как поживает российская и зарубежная Сеть и что ей есть показать в офлайне.

Сначала я долго не мог найти вход. Побродив минут десять вокруг Гостиного двора, наконец заметил небольшую табличку за стеклянными дверями, указующую на искомое.

В центре огромного павильона было выгорожено место для экспозиции с красочными декоративными воротами, в которые почему-то никто не входил - все шествовали мимо. Венчала это великолепие одиноко стоящая машина с подарочным бантом - главный приз компании «Формоза» одному из своих счастливых покупателей.

Треть стендов пустовала, оставшиеся производили самое неблагоприятное впечатление о положении дел в современном Интернете. Самым большим был стенд «Яндекса». На нем действительно можно было найти все… в Интернете, которого, к счастью, было много. Вокруг большого купола, выкрашенного в фирменные цвета, стояли компьютеры, занятые главными посетителями выставки - школьниками. Одни деловито рассматривали «девочек», другие бороздили Сеть в поисках игрушек. Все попытки найти свободную машину, чтобы проверить почту, успехом не увенчались…

Экспонентов было довольно мало, по принципу: всего понемножку. Несколько Интернет-провайдеров («МТУ-Информ» и «ПТТ-Телепорт»), изрядное количество Интернет-ресурсов, самыми крупными из которых были «Рамблер«, «Порт.ру», «Яндекс», «А-медиа холдинг», «Газета.ру» и «Полит.ру», немного учебных центров, онлайновых магазинов во главе с «Озоном», некоторое количество софтовиков и железячников, несколько компаний, работающих с сотовой связью, вяло отбивавшихся от желающих купить телефонные карточки. Любой, даже начинающий пользователь паутины мог навскидку назвать с десяток крупных компаний, которых не было. А жаль…

Серьезных клиентов на выставке было мало, так что организаторы, видимо, пытались выполнить план по посещениям за счет школьников. Практически полное отсутствие наружной рекламы привело к тому, что даже случайные посетители сюда не заходили, поэтому стендисты откровенно отдыхали. В общем, самым положительным впечатлением от «шоу нового тысячелетия» осталась гордость за нашу школьную молодежь, которая, судя по всему, с Интернетом (ну или хотя бы с некоторыми его уголками) все-таки «на ты». - А.Е.

Новости подготовили:

Владимир Гуриев [vguriev@computerra.ru], Евгений Золотов [sentinel@computerra.ru],
Бёрд Киви [kiwibyrd@mail.ru], Денис Коновальчик [dyukon@mail.ru],
Алексей Пылкин [pylkin@ssd.sscc.ru]


 
<< Страница 3

Страница 3
Страница 4
Приятно и безопасно

Страница 5
 >>


Компьютерра
site@computerra.ru
 


<< Транзистор в триллион оборотов
Все материалы номера
Торжествующие рыдания >>