Свежий номер №44 (373) / Новости Компьютерра , site@computerra.ru 06.12.2000
Лох-Несс отдыхает В середине ноября в бельгийском городке Лувен прошел первый открытый семинар NESSIE. Под этой аббревиатурой скрывается длинное название международного криптографического проекта New European Schemes for Signatures, Integrity, and Encryption («Новые европейские схемы для электронных подписей, обеспечения целостности информации и шифрования», www.cryptonessie.org). Этот рассчитанный на три года проект запущен в январе 2000 года под эгидой Европейской комиссии. Его цель - создать «строительные блоки для будущих стандартных протоколов информационного сообщества», а главными участниками являются научные и индустриальные институты семи стран: Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Норвегии и Франции. Задачи перед проектом поставлены весьма широкие: отобрать десяток основных криптографических примитивов. В этот набор, в частности, входят алгоритмы блочного и поточного шифрования, генераторы случайных чисел, схемы быстрой аутентификации пакетов данных (MAC), хеш-функции и алгоритмы цифровой подписи. В качестве основных критериев отбора претендентов названы безопасность, производительность, гибкость и требования рынка. На семинаре объявлено об окончании предварительного этапа проекта NESSIE, предназначавшегося для выдвижения участников конкурса. На сайте www.cosic.esat.kuleuven.ac.be/nessie/workshop/submissions.html можно ознакомиться со списком допущенных к состязанию алгоритмов. Здесь же можно найти и документацию ко всем криптопримитивам, поскольку проект NESSIE изначально объявлен открытым, а комментарии и аналитические результаты принимаются от всех заинтересованных сторон. Не вызывает сомнения, что нынешний европейский конкурс организован с оглядкой на завершившийся недавно американский конкурс AES по выбору «блочного шифра на XXI век» (см. «КТ» #364). Американский проект получил самые высокие оценки мирового криптографического сообщества за открытость, честность состязания и отсутствие политических предпочтений при выборе победителя. Однако США - это еще не весь мир, политические соображения по-прежнему играют немаловажную роль, и уже ясно, что Европа и Япония намерены самостоятельно решать, следует ли им ориентироваться на выбранный американцами криптостандарт - созданный в Бельгии алгоритм Rijndael. Винсент Рэймен (Vincent Rijmen), один из авторов Rijndael, являющийся также и координатором проекта NESSIE, полон надежд, что Европа изберет в качестве стандарта блочного шифра именно его алгоритм. По словам Рэймена, «NESSIE затевался в тот период, когда были опасения, что в США вряд ли станут всерьез рассматривать алгоритм из Европы. Все оказалось не так, и теперь в NESSIE говорят, что будут учитывать выбор AES. А Rijndael - это хороший шифр». В Японии тоже пошли своим путем, объявив недавно собственный конкурс на криптостандарт, причем для выдвижения кандидатов дали срок всего в один месяц. За подобной поспешностью многие с неудовольствием усматривают желание выбрать исключительно японский алгоритм. Впрочем, время покажет. В Европе, кстати говоря, тоже далеко не все удовлетворены «всесторонним подходом» проекта NESSIE. Как прокомментировал процесс один известный британский криптограф, пожелавший, правда, сохранить анонимность, «по сравнению с американским конкурсом этот - безнадежно широк и расфокусирован». Как бы то ни было, но конкурсанты уже отобраны, и на лето 2001 года намечено завершение первого этапа по отсеву претендентов. Окончательный же выбор алгоритмов-победителей CryptoNessie намечено Вислоухость и кривоногость - признак прыгучести Благодаря усилиям японских компаний, роботов-собак напридумано уже великое множество. До сих пор, однако, их всех объединяла одна общая черта - поблескивающий пластико-металлический корпус. Исправить положение попыталась MGA Entertainment, выпустившая собачку Shadow, покрытую пусть и синтетической, но весьма мило выглядящей шерсткой. Робот продается в комплекте с радиомикрофоном, предназначенным для удаленного (в пределах дома) управления игрушкой голосовыми командами. В остальном механический песик близок к аналогам, выпускающимся другими производителями. Он играет с костью, обучается нескольким командам (интересно, что система распознавания речи настроена на детский голос и у взрослых иногда возникают трудности при общении с роботом) и даже немножко говорит. Без сомнения, следующим этапом в совершенствовании электронных игрушек должно стать развитие их пластики. Интересно, как скоро, встретив на улице собачку, мы не сможем уверенно сказать, живая она или нет? - Е.З. Компьютерные игры патриотов Элитное подразделение Пентагона по боевым действиям в киберпространстве неторопливо, но настойчиво прощупывает почву для возможного сотрудничества с хакерами. Так, генерал-майор Джеймс Брайен (James Bryan), командующий Объединенными силами по защите компьютерных сетей, недавно подтвердил в одной из бесед с журналистами, что за последние несколько недель он встречался с тремя известными в киберпространстве «взломщиками», которые сейчас остепенились и работают на корпорации, желающие проверить уязвимость собственных систем компьютерной безопасности. Конкретных имен генерал, правда, называть не стал, но сообщил, что хакеры продемонстрировали ему «все известные дыры в Lotus Notes… а также объяснили, каким образом компрометируются процессы сертификации в инфраструктуре открытых ключей». Брайен признал, что очень хотел бы нанять этих хакеров, но не может, поскольку тянущийся за ними криминальный шлейф не позволяет оформить допуск к государственным секретам. Пытаясь охарактеризовать этих кибервзломщиков, Брайен сказал, что им присущ некий «странный тип патриотизма», и сообщил, что военные поддерживают отношения с ними в течение последних трех лет. Любопытно, что откровения Брайена прозвучали почти одновременно с другим характерным выступлением высокопоставленного чиновника из Пентагона. На прошедшей в конце ноября конференции «Национальная стратегия и возможности в изменяющемся мире», собравшей цвет американской дипломатии и армии, сделал доклад генерал-лейтенант Эдвард Андерсон (Edward Anderson), заместитель командующего космическими силами США, на которые недавно возложена задача выработки «национальной стратегии кибератак». С одобрения президента Клинтона и министра обороны Коэна военным поручено готовиться к ведению «кибервойны». Как сообщил Андерсон, действия в отношении потенциального противника будут включать организацию распределенных атак типа «отказ в обслуживании», запуск вирусов и троянских коней, а также генерацию помех в компьютерных системах врага с помощью источников электромагнитного излучения. Что ни говори, а «патриотически настроенные хакеры» в таком важном деле могут очень пригодиться. - Налетай, подешевело Компания One Stop Solutions (OSS) предлагает выводить на орбиту искусственные спутники Земли почти задаром (по сравнению с устоявшимися на рынке расценками). Впервые технология, используемая OSS, была разработана и испытана еще десять лет назад одним из американских университетов в рамках проекта WEBERSAT. OSS доработала технику и реализовала ее в виде коммерческой услуги. Стандартный модуль CubeSAT представляет собой контейнер размером 10х10х10 см, в который помещается начинка, предоставляемая клиентом. На орбиту выводится сразу несколько спутников при помощи одной устаревшей военной ракеты: американской Minuteman или советской ICBM (мирные обозначения соответственно «Минотавр» и «Днепр»), последние будут предоставляться российской компанией «Космотрас». Стоимость запуска одного спутника составляет 45 тыс. долларов, что по сравнению с несколькими миллионами, запрашиваемыми любым космическим агентством мира, действительно дешево. Предполагается, что главными заказчиками OSS станут научно-исследовательские учреждения и крупные корпорации, которым не нужно забрасывать в космос тонны груза. Параметры орбиты, которые берется обеспечить OSS, достаточно устойчивы, чтобы CubeSAT провел на ней несколько лет. Однако, дабы не загрязнять ближний космос, каждый спутник планируется оснащать устройством схода с орбиты, которое будет задействовано после того, как аппарат отслужит свое. Первый коммерческий запуск намечен на ноябрь 2001 года. По оценкам экспертов, ежегодная мировая потребность в такого рода спутниках в ближайшее время может достичь двухсот единиц. - Е.З. Живописцы, окуните ваши «Палмы»… В виртуальной галерее по адресу www.twice.demon.co.uk/paintings/gallery/palm/palm1.html появилась оригинальная картина. Полотно под названием «Analysis» выполнено на наладонном компьютере Palm, и его автор, Том Кемп, настаивает на том, что это первое серьезное художественное произведение, История «Анализа» началась с того, что Кемп при помощи Palm V и графического редактора TealPaint нарисовал тысячу маленьких, помещающихся на дисплее наладонника, абстрактных черно-белых изображений. Затем рисунки были распечатаны и размещены на полотне больше метра высотой и пять метров шириной. После чего картина была отдана на растерзание критикам. Их мнения разделились: одни убеждены, что у Кемпа нет никаких оснований считать себя родоначальником нового искусства, поскольку всевозможной мазни, выполненной на Palm’ах, в Сети уже предостаточно. Однако другие присоединились к автору, считающему, что все, что рисовалось на Palm’е до сих пор, - лишь демонстрация художественных и технических способностей, но не искусство в полном смысле этого слова. Кемп же попытался передать в своем творении «дух инструмента созидания» (точно так же, как это в разные времена делали художники, использовавшие охру, резец или масляные краски). Впрочем, кем бы Том не оказался на самом деле - предприимчивым человеком или непризнанным гением, - его усилия оказались не напрасны: по словам автора, ему поступило уже несколько предложений продать картину. - Е.З. Раз Крузо, два Крузо Скудные сведения об обещанном компанией Transmeta преемнике процессора Crusoe наконец-то просочились сквозь заслоны корпоративной цензуры (впрочем, «утечка» скорее всего была преднамеренной). Итак, вторая версия Crusoe, выпуск которой намечен на середину 2002 года, будет работать на тактовых частотах 1 ГГц и выше, иметь вдвое большую производительность и вдвое меньшее энергопотребление. Добиться высокой производительности планируется в первую очередь за счет перестройки внутренней архитектуры процессора с нынешней 128-разрядной на 256-разрядную. В два раза будет увеличена производительность конвейера, который сможет принимать за такт по восемь инструкций. Модификации подвергнется и программная часть процессора: как известно, внутреннее программное обеспечение Crusoe - Code Morphing Software (CMS) - реализует, в частности, эмуляцию инструкций процессоров семейства x86. Оптимизированное 256-битное CMS должно повысить производительность на 40% по сравнению с существующей версией. И именно оптимизация микрокодовой программы позволит уменьшить энергопотребление. Нынешняя версия CMS подверглась резкой критике со стороны IBM, раздумавшей делать свои ноутбуки на базе Crusoe, и, дабы избежать повторения истории, Transmeta пообещала проводить регулярные (раз в полгода) апдейты программной части - это, кстати, касается и нынешних чипов Crusoe (см. также рубрику «Summa Technologiae». - Е.З.
|