Свежий номер №41 (370) / Платформа Развлекательная
 
Александр Яковлев, ayakovlev@computerra.ru 22.11.2000

Соавторство: Саша Сатель


 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>

[i37032]

В одной из старых компьютерровских новостей было написано (явно передрано из пресс-релиза, содержащего по-азиатски щедрые метафоры), что новая линейка звуковых плат от Creative Labs позволяет превратить компьютер в полноценную развлекательную платформу. Одно из значений слова «платформа» - открытый железнодорожный вагон с низкими бортами. И развлекательная платформа ассоциируется не иначе как с открытым вагоном-рестораном. Который к тому времени, как успеваешь проголодаться, обычно закрывается. При этом машинист объявляет: «Следующая остановка - платформа Развлекательная».

Creative Sound Blaster Live Platinum 5.1, венчающий вышеупомянутую линейку, - это, можно сказать, Live Platinum, который снабдили декодером Dolby Digital и инфракрасным пультом дистанционного управления. В свою очередь, Live Platinum - это Live, к которой добавили коммутационный блок, монтируемый в пятидюймовый отсек. Поскольку о «платиновой» составляющей уже рассказано довольно (Е. Козловский - пионер), мы решили в первую очередь сделать то, чего еще не делал никто: разобраться с обширным пакетом программного обеспечения, к новой звуковой плате прилагающимся.

Принято считать, что никаких стоящих прикладных программ (утилиты не в счет) ни один производитель к своему аппаратному изделию не приложит. Поэтому многие пользователи по умолчанию игнорируют всевозможные «бандлы» и «паки». Не зря ли?

Караоке вкрутую

Уже несколько лет модно специально коверкать английские слова, подменяя буквы так, чтобы произношение оставалось прежним: light - lite, files - filez. Так круче выглядит. На этот раз буква К в слове Kool, призванная заранее подчеркнуть крутость этой программы, поставлена вполне заслуженно. Судите сами. Пусть вы купили Live и прослушали на нем демонстрационный прилагающийся MIDI-файл. Если вы уверены, что Creative заказала профессиональную аранжировку, оптимизированную под свою карту, снабженную приличествующими ей сэмплами (так делают уважающие себя люди), то вы немедленно отнесете Live назад в магазин и навсегда забудете торговую марку с оранжевой буквой посередине. Можно представить только, что этот трюк оплачен производителями музыкального оборудования с тем, чтобы у пользователей Live не возникало соблазна применить его в музыкальном творчестве взамен специализированной техники.  [1]

Kool Karaoke доказывает обратное: MIDI-файлы (с текстами), которыми она комплектуется, производят революционное впечатление. В отличие от демонстрационных сопровождающих файлов (по умолчанию помещающихся в Program Files/Creative/SBlive/Media/Midi, их рекомендуется сразу стереть), представляющих собой «голые» партитуры даже без нюансировки, это профессиональные аранжировки (пусть и не оптимизированные под Live), которые приятно слушать и под которые приятно петь, считывая слова с экрана и накладывая на голос крутые эффекты. При этом интересна не столько сама Kool Karaoke (в стандартный репертуар которой входят народные, религиозные, детские и старые песни вне авторских прав), сколько инфраструктура, которая за ней стоит. Это сайт Eatsleepmusic.com, содержащий море профессиональных MIDI-аранжировок популярных песен. Их можно оценить с помощью образцов, наличествующих в библиотеке Kool Karaoke. Естественно, они платные - доллар штука. Но они того стоят. Даже на стандартных банках Live они звучат - kool!

Китяра

Другое модное веяние - это словотворчество, когда фрагменты слов заменяются похожими по звучанию. Keytar [kita:] звучит очень похоже на guitar [gita:]. Так называется программа, которая позволяет «играть на гитаре», не обучаясь этому искусству и даже не имея самой гитары. После запуска программы в верхней части экрана возникнет десяток разных акустических и электрических гитар. С их помощью выбирается необходимый тембр звучания. В середине экрана нарисована большая гитара (или китяра). Ее струны можно цеплять мышью и таким образом бренчать. Гармония задается с помощью нажатия одной из двенадцати функциональных клавиш, причем набор аккордов можно выбрать из шести готовых, а можно составить свой собственный. Если надоело бренчать мышью, можно выбрать подходящий бой и темп, и компьютер будет бренчать самостоятельно - остается только задавать аккорды функциональными клавишами. С помощью «китяры» можно здорово аккомпанировать пению.

Средство для ритмоплетов

Третье модное веяние - еще один способ словотворчества, когда слова с похожими слогами сливаются, причем из двух слогов остается один: «robotechnic». Rhythmania - это простой интерактивный аккомпаниатор с секвенсором. Можно выбрать подходящий стиль аккомпанемента и сольный инструмент, функциональными клавишами задавать аккорды (выбор которых неизмеримо богаче, чем в Keytar), а на алфавитном поле клавиатуры играть, как на пианино. Простенькие мелодии сыграть удается, и мы решили попробовать записать «Долго будет Карелия сниться…». Но найдя подходящий стиль с размером 6/8, мы столкнулись с тем, что аккорды можно расставить лишь по четвертям - то есть в середине такта нельзя. С «Карелией» пришлось распрощаться. В программе можно создавать и собственные стили, но все же рекомендуется использовать для этого более мощный секвенсор.

Будущим бездельникам

«Beat» на американском сленге означает «бездельник». Программа FutureBeat 3D обрадует бездельников, ибо трехмерные технологии будущего отныне позволяют «создавать профессиональную музыку» не только тем, кто не умеет сочинять, но и тем, кто не умеет играть. (Kool! Браво, Саши! - И.Х.) Музыка создается из петель (loops), или, в терминологии авторов FutureBeat, секвенций - готовых музыкальных фрагментов длиной четыре или восемь тактов, составленных таким образом, что все фрагменты в рамках одной композиции, включенные одновременно, будут тем не менее звучать согласованно. О синхронизации позаботится электроника. Все, что остается делать, - это включать и выключать в нужное время разные партии. Моменты включения и выключения будут запоминаться.

На диске имеется библиотека секвенций для разных стилей: техно, гоа, хард-рок, хип-хоп, трип-хоп, рейв, транс и многих других. Из них действительно получаются профессионально звучащие композиции (только очень бедные гармонически), но проблема в том, что произведения разных «композиторов», сочиненные с помощью этих секвенций, друг от друга отличаться почти не будут. Впрочем, для особо продвинутых имеется музыкальный редактор для записи собственных партий (и набор сэмплов), а также простенькая драм-машина. Есть также возможность записи новых сэмплов. А постфикс 3D обозначает, что положением инструмента в виртуальном пространстве можно управлять.

Программа Mixman Studio - из той же серии, только без 3D, попроще, но с амбициями: при завершении сеанса работы может без спроса отправить вас на свою Web-страницу.


1 (обратно к тексту) - Позднее мы обнаружили на прилагаемом компакт-диске демонстрационные файлы специально для Live, с соответствующими сэмплами, однако они записаны в формате секвенсора Cakewalk, которым комплектуется Live для некоторых стран, так что прослушать их мы не смогли.

 
Страница 1
Страница 2

Страница 2
 >>


Александр Яковлев
ayakovlev@computerra.ru
 


<< Биочипы
Все материалы номера
Как дерутся японцы >>