Свежий номер №37 (366) / Виндоуз ми!
 
Дмитрий Красновский, tineartist@mtu-net.ru 25.10.2000

Я — потребитель. Ты — потребляемое. Нет и не будет в наших отношениях ничего простого, милого, открытого и задушевного — а только сплошь твои маркетинговые ходы, реклама, внушение!» Так думал я, глядя в монитор, на котором отображался и одновременно в самых высокопарных выражениях комментировался ход установки Windows Millennium Edition (МЕ). Это была уже вторая установка с интервалом в неделю. А сначала была первая…

Впрочем, не так.

Сначала уважаемый г-н Козловский презентовал мне по случаю самую что ни на есть родную коробочку с этим самым МЕ и наилучшими пожеланиями. Долго подбирал я достойный инструмент, чтобы вскрыть целлофановую оболочку, а затем извлекал из нее сверкающий голограммами диск. Руки сами потянулись к CD-дисководу, а он, в свою очередь, — к диску. Тихое журчание разгоняющегося сидюка — и вот мне предлагают установить МЕ!

«Виндоуз ми!» — согласитесь, в этом восклицании заключено что-то сладострастное или жертвенное. Не знаю, закладывали ли создатели этой штуковины такой эффект в ее название, но эффект явно был.

Welcome to WindowsО сходстве между Windows 98 и МЕ, а также об индивидуальных особенностях последней системы — см. «КТ» #365, там все сказано. Конечно, в процессе установки меня обнадежили и уверили, что теперь моя жизнь потечет куда как лучше, и, конечно, теперь передо мной откроются новые горизонты, и мир засияет новыми красками… Признаться, в детали я не вчитывался. Уловил только, что теперь, наконец, я могу с легкостью управлять своей домашней сетью и процессом хранения и сортировки домашнего видеоархива… Мне даже не было обидно, честное слово! Я рассудил, что если те мощнейшие ресурсы, которые МЕ готова на мою пользу потратить, использовать каким-нибудь более простым образом (например, для того, чтобы все просто хорошо работало), то это уже будет отлично. Однако, установившись, МЕ продолжала настаивать, что именно по части моего приобщения к прелестям окружающего мира она откроет для меня новые горизонты. А в доказательство при первой рабочей загрузке, она, немало потужившись, извлекла на экран медиа-плейер с, я бы сказал, «густым» интерфейсом [1] и стала показывать некий ролик, где логотип МЕ так и сяк крутился, из него что-то вываливалось и всасывалось обратно. Но фишка оказалась не в ролике, а в том, что плейер тоже оказался частью ролика, то есть цельнолитой растровой картинкой, вписанной в большой цветастый прямоугольник. И только тщетно потыкав в разные кнопки этой обманки, я заметил на фоновой плашке единственную кнопку «вперед», которую и нажал. Логотип совершил еще один разворот и неспешно превратился в другую плашку, содержащую приглашение изучить новые возможности МЕ: Media Player (версии 7.0, с возможностью смены скинов, десятиполосным эквалайзером, органайзером медиа-файлов и разными эффектами визуализации), Movie Maker (с помощью которого, как мы помним, я смогу «по-новому организовывать свой домашний видеоархив»), My Pictures (незатейливая смотрелка картинок, которая любит запускаться в одноименной, специально заготовленной папке и которая, как справедливо было указано в прошлом номере «КТ», весьма похожа на ACDSee), Home Networking (чего попробовать мне не предложили, что, впрочем, неудивительно), Internet Explorer, Outlook Express (эти две вещицы на поверку оказались совсем обычными, версии 5.0), MSN Messenger (нечто типа «Аськи»), Help and Support Center. Последняя штука оказалась развернутой справочной системой, снабженной еще и «Трублешутером»  [2], — это такая вещь, которая вызнает всё о случившейся у вас проблеме, сочувственно кивает, цокает языком, а потом говорит, что хорошо бы, конечно, вам обратиться Windows Media Player к поставщику оборудования для искоренения этой неприятности.

Вот такие мне предложили новшества. И вы знаете, я не поверил, поскольку уж больно многозначительное было вступление. Я решил осмотреть все не торопясь, но, прежде чем мне это удалось, столкнулся с еще одним сюрпризом судьбы. Вырвавшись, наконец, из дружеских объятий программки ознакомления, я взглянул на «Рабочий стол». От всех моих ярлыков, которые во множестве и в беспорядке (признаю!) были разбросаны по его полю, не осталось и следа. Зато стандартные ярлыки («Корзина» и все такое прочее) были нового, как бы усовремененного дизайна. Впрочем, растерянность моя длилась недолго, и, полазив по папочкам и найдя файлы своих рабочих программ, я вернул все ярлыки на место.

Вернул — и пошел обследовать новые владения. Погуляв с полчасика, я смог констатировать, что:

  1. Папка «Windows» по сравнению с предыдущей ее версией распухла на 150 с лишним мегабайт.

  2. В корневом каталоге загрузочного диска образовалась новая служебная папка размером около 250 Мбайт.

  3. Панель управления оказалась оформлена не как раньше (в виде отдельного окна), а как пункт меню «Программы» (в виде открывающегося списка).

    Тут же надо заметить, что меню «Программы» можно открыть в виде отдельного окна и редактировать прямо там, перетаскивая любые ярлыки.

  4. Стартовый рекламный ролик занял свое место среди служебных программ. (К моему неудовольствию, потому что он явно не крошечный. Но, посмотрев, куда ведет его ярлык, я обнаружил файл с неизвестным мне расширением и не стал его удалять, а возможности корректно его деинсталлироватть я не нашел.)

  5. В списке игр появилось несколько таких, которые оч-чень (видимо) хороши для игры через Интернет.

  6. В списке покрытий для «Рабочего стола» появилось несколько новых картинок формата JPG.

  7. Если обратиться к пустому CD-дисководу, то не говорят, как раньше, что «устройство не готово», а вежливо предлагают вставить диск.

  8. При установке нового оборудования МЕ не скажет: «Вставьте диск с Windows», а молча покопается в своих запасах и возьмет все необходимое из своих недр. Иными словами, увеличение размера папки «Windows», вероятно, в значительной мере связано с тем, что МЕ при установке скачивает на винчестер весь дистрибутив.

  9. В меню выключения компьютера осталось три пункта: «Shut down», «Restart» («горячая» перезагрузка, которая с нажатием на «Shift» в МЕ, как позже выяснилось, отсутствует) и «Stand by».

  10. Появилась (опять-таки упомянутая в прошлом номере «КТ») утилита System Restore (которая делает backup всей системы как автоматически, так и в любой указанный пользователем момент).

Это все! Хотя хочу оговориться, что эти пункты описывают (и, кажется, даже исчерпывают) то, что можно увидеть невооруженным (сугубо пользовательским) взглядом. Пункты вполне незатейливые и не требующие специальных пространных комментариев…

За исключением последнего, о котором я должен сказать подробнее, поскольку все дальнейшие действия, вплоть до вчерашней переустановки, отчасти были связаны именно с этой утилитой.

Обнаружив ее вскоре после установки МЕ, я, конечно, тут же сделал это самое сохранение параметров, или, пользуясь терминологией МЕ, создал checkpoint. А что такого? Если я не могу улучшить качество своей домашней сети, то хоть утилиткой-то полезной могу попользоваться когда хочу?! Ну, пришлось подождать, конечно, минут пятнадцать, пока МЕ все упаковала да спрятала, зато, знаете, какое чувство защищенности потом возникло?! Трудно, в общем-то, передаваемое…

Я не считаю себя страстным тестером. Но когда, спустя неделю после описанных выше событий, я сделал ряд очевидных ошибок при установке софта новой звуковой карточки (я потребовал заменить свежие системные файлы более старыми, ибо мне померещилось в тот момент, что так будет лучше), то в голове невольно всплыли бравурные уверения, что я теперь могу ни о чем не беспокоиться, поскольку у меня есть чудесное средство от всех подобных проблем. И вправду сказать, у меня не было оснований не верить МЕ: залогом правдивости этих заверений была та самая 250-мегабайтная папка в корневом каталоге, где, как я понял, бережно хранились мои начальные системные файлы (к слову сказать, в формате DAT, что исключало возможность их ручного восстановления). И вот я устремился в это самое «Восстановление». Захожу. Мне предлагают календарик, на котором жирным шрифтом помечены даты, когда производилось сохранение параметров системы… То есть должны были быть помечены. Смотрю — у меня помечена позавчерашняя, то есть сделанная после истории с драйверами. «Ага, думаю, это система сама сохранилась в какой-то важный с ее точки зрения момент. Хорошо же, думаю, а где же мой, вручную сделанный «чекпойнт?» А его-то и нет! Совсем! Я уж и так смотрел, и эдак… Так что остался я в тот момент без восстановления системы.

Help and SupportА она, между тем, всю последнюю неделю незначительно, но подглюкивала.

И за это время я всё, как мне кажется, про МЕ понял.

Нормальная, надо сказать, вещь. Сделана она, конечно, не для меня, а для какого-то сильно цивилизованного товарища не нашего происхождения. Пафоса, опять же, много. Маркетинговых ходов. Желания убедить меня, что круче не бывает… Мне, признаться, даже иконка с барабаном и выбивающими на нем торжественную дробь палочками, которая появляется в конечной стадии установки «Виндов», кажется несколько напыщенной, а уж все эти ролики и величественные названия… Ну да бог с ними! Главное, на мой взгляд, — это то, что МЕ — вполне рабочая вещь, и те маленькие полезности, которые в ней имеются, вполне окупают один час времени, потраченный на две ее установки… Ах да, я же начал с рассказа именно о второй установке!

Собственно, я предпринял ее, чтобы вернуть нормальные системные файлы после установки звуковой карты…

И вот сижу я, значит, переустанавливаю, а тут МЕ меня спрашивает: «Будем делать резервную копию системных файлов на случай отмены установки-то? (Рекомендую!)»

Я простой пользователь, но со склонностью к авантюрам. Знаете, что я ответил? По-простому, по человечески: «Не надо, говорю, не парься! Потому что 200 Мбайт мне еще для чего-нибудь полезного пригодятся, да и сама ты вроде не противная… Так что живи и управляйся тут. Доверяю.»

И она поняла.


1 (обратно к тексту) - Не то чтобы навороченным или стильным, а именно «густым»: всего понемногу и на минимальном пространстве.
2 (обратно к тексту) - Хочу обратить внимание, что в моем распоряжении оказалась МЕ англоязычная, и употребляемые здесь и далее русскоязычные («русскобуквенные») названия следует понимать как перевод.


Дмитрий Красновский
tineartist@mtu-net.ru
 
Художник (преимущественно свободный): реклама, полиграфический дизайн, компьютерная графика и анимация, преподавательская деятельность. За компьютером 14 лет. Хобби: MIDI-музыкальные и литературные эксперименты. Поклонник буддистской философии.


<< CD-ROM «LEGO Creator»
Все материалы номера
Open source: следующее поколение >>