Свежий номер №37 (366) / Между нами, пэрами
 
Максим Отставнов, maksim@ice.ru 25.10.2000

Лучше всех атмосферу года в Сети сформулировал, как мне кажется, редактор «O’Reilly & Associates» Энди Орем (Andy Oram) в сентябрьской статье «P2P Makes The Internet Interesting Again» (www.oreillynet.com/lpt/a/401):

«К лету <…> казалось, что Internet скатился в предсказанную колею. Розничные торговцы превратили Сеть в новейший канал продаж по заказам, а индустрия развлечений — в средство возбуждения фанов, порталы и поисковые машины отчаянно сражались за банерные показы, а среднему пользователю, засаженному за сетевой экран на работе или зажатому ограничениями на использование материалов, оставалось только пользоваться почтой и пассивно глазеть в браузер.
Одним словом, тоска».

Однако лето и осень в Сети оказались полны чем угодно, но только не тоской. Схватка Napster с лейблами, появление Freenet и Gnutella, новая волна интереса к проекту SETI@Home, Tipster и Mojoland (рассказ о последней — еще предстоит), SMS-сервисы в мобильной телефонии и Cybiko…

Все эти веяния объединяют словом «пиринг» (peering), и новая аббревиатура P2P (peer-to-peer, «равный с равным», «пэр с пэром») напоминает миру B2B и B2C, что такое Internet и как устроены эти сети.

И конечно, этот список должен быть дополнен стремительным развитием Движения за открытые исходники, каковое развитие Орем не называет (но, полагаю, подразумевает, поскольку именно за тематику Open Source и Linux он отвечает в «O’Reilly»): в конечном счете, именно в тот момент, когда «пользователь Internet» или «клиент провайдера» обретает — актуально или потенциально — контроль над своим оборудованием и софтом, он перестает быть таковым и становится полноценным «участником Сети», пэром, равным. А с пользователя проприетарного софта, поставщик которого в любой момент может сговориться с медиа-отраслью о том, какие форматы будут поддерживаться, а какие — не будут, какой спрос?

Я не случайно начал с цитаты из «стенгазеты» «O’Reilly & Associates»: читая Тима О’Рейли, я все время вспоминаю анекдот про Вовочку: «Маленький? — Маленький. — Рыженький? — Рыженький…» Если О’Рейли схватился за какую-то тему — как публицист, как издатель, как общественный деятель, — очень вероятно, что вокруг этой темы в ближайшем будущем начнут возникать некие денежные водовороты. И уж точно — тоскливо не покажется.

«Общественным деятелем» — без тени иронии — я назвал О’Рейли в связи с запущенными им собраниями Open Source Convention, ставшей, вероятно, самым авторитетным периодическим форумом Движения за открытые исходники и одним из важнейших форумов для компьютерных отраслей в целом.

Сейчас, похоже, он хочет подобным образом «застолбить» тематику «пиринга». В сентябре он уже собрал два десятка ключевых фигур в возникающем не то движении, не то отрасли, — включая соучредителя Eazel Энди Херцфилда (Andy Hertzfeld), основателя Jabber Джереми Миллера (Jeremie Miller), аналитика из Freenet Скотта Миллера (Scott Miller), старшего технолога из Invisible Worlds Даррена Нью (Darren New), а также аналитиков и евангелистов из ряда компаний, университетов и крупнейших аналитических изданий — на импровизированную встречу в Сан-Франциско, где, пытаясь определить общее поле интересов, они сформулировали несколько простых тезисов:

  • отношения «пиринга» фундаментальны для Internet;

  • «пиринг» означает конец Web, открытой в режиме read-only;

  • «пиринг» возвращает нам возможность соучастия в Internet и, наконец, слоган

  • «Пиринг»: не позволим превратить Сеть в телевизор!  [1]

Участники встречи обсудили также проблемы и препятствия на пути развития пиринга  [2], а самое главное, договорились организовать в начале следующего года более представительную встречу.

Однако 12 октября Intel провела «альтернативную тусовку», которая была названа «организационным собранием Рабочей группы по Peer-to-Peer»  [3] и прошла в духе, находящемся в разительном контрасте с самой идеей Peer-to-Peer: фактически, речь идет о создании нового промышленного консорциума с платным членством и неясной повесткой. Как бы ни относиться к такого рода инициативам  [4], сам факт того, что тема становится очень конъюнктурной, отрицать трудно.

В «пиринге», как уже сказано, ничего нового нет; любая сеть в собственном смысле слова и является «сетью» (а, допустим, не «магистралью») потому, что образуется пиринговыми, а не иерархическими отношениями. Перечислить все «непиринговые», иерархические механизмы, введенные в Internet-обиход, — единую систему DNS, «магистральную» маршрутизацию и т. п., — это и означает обозначить проблемные места, позволяющие либо изымать ресурсы по асимметричным схемам, либо вообще контролировать развитие сервисов и архитектуры внеэкономическими методами.

Нет, по крайней мере для наших читателей, ничего нового и в грозной для некоторых отраслей аббревиатуре P2P. Построенная по принципу маркировки секторов «электронной коммерции» B2B и B2C, она призвана обозначить гипотетический сектор, в котором равные пэры сами рассчитываются между собой за оказанные ими услуги, отказываясь от навязчивого сервиса посредников. «Компьюномика» и начиналась с обсуждения «геодезических рынков», а «пиринг» — это и есть взаимодействие по геодезической, по кратчайшему маршруту на глобусе Сети.

Дух двухтысячного, о котором месяц назад написал Орем и о котором сегодня пытаюсь написать я, — в том, что для идей «геодезического рынка», прямых расчетов и разопосредования появляются вполне реалистичные области приложений. Расчеты между творцами произведений искусства (включая технологии) и их аудиторией, которые обсуждались недавно («КТ» #361) в нашей рубрике Робертом Вудхедом. Или ad-hoc контрактация разработчиков под Open Source-проекты, обсуждающиеся сегодня его тезкой Робертом Макмилланом (точнее, обсуждавшаяся в июле, когда в «Linux Magazine» был опубликован оригинал статьи).

Пока я не рискну сделать ставку на какую-то из них как на грядущее «убойное» приложение P2P-электронного бизнеса — следить стоит за всеми.

По поводу Collab.net, упомянутой Макмилланом в связи с ее проектом SorceXchange, остается добавить, что ее клиентом со времени написания статьи стала еще и Sun Microsystems, поручившая этой компании техническую поддержку перевода в Open Source приобретенного в прошлом году пакета офисных приложений StarOffice  [5].


1 (обратно к тексту) - Перевод вольный. На самом деле, менее категорично: «Peer-to-peer: steering the Internet away from TV».
2 (обратно к тексту) - За подробностями отсылаю к упомянутой статье Орема.
3 (обратно к тексту) - О создании Группы см. статью Г. Башилова в «КТ» #359, с. 1.
4 (обратно к тексту) - А я отношусь к ним скептически, памятуя о том, во что превратился процесс стандартизации языков разметки с передачей его из ведения «анархичной» IETF в «организованный» консорциум W3C и аналогичный процесс с Internet Mail Consortium, менее разрушительный лишь потому, что на IMC никто не обращает внимания.
5 (обратно к тексту) - См. новость «Комсомольская стройка XXI века».


Максим Отставнов
maksim@ice.ru
 


<< Open source: следующее поколение
Все материалы номера
Что делать, когда знакомые программисты не могут помочь? >>