Свежий номер №32 (361) / Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел Купидон Гончаров, cupid@screen.ru, 21.09.2000 Истина бесспорная: прогресс утоляет естественную человеческую слабость — любопытство. Новая игрушка (пока игрушка!) сидящих за компьютером взрослых и умных людей — видео в Интернете — до последнего времени была скорее развлечением для фанатиков высоких технологий, нежели чем-то полезным. Но времена меняются… Недавние события заставили многих чиновников и телевещателей обратить серьезное внимание на сетевые технологии и возможности видеовещания в Интернете [2]. Возможно, сейчас мы являемся свидетелями поворотного момента в технологической истории России. На сегодняшний день практически вся транслирующая ТВ-аппаратура и домашние телевизоры — аналоговые. В свое время на их разработку и установку были затрачены колоссальные деньги. Но постепенно выяснилось, что монтаж лучше всего производить «в цифре»: можно делать практически бесконечное число наложений картинки без потери качества. Процесс перевода съемки и вещания на цифровое представление видеосигнала шел долго и мучительно, пережив множество промежуточных и конкурирующих стандартов. Параллельно предпринимались попытки модернизировать телевидение: на новой, цифровой основе привнести в него дополнительные качества [3]. «Дигитализация» вещания выглядела как создание всеми мало-мальски имеющими отношение к телевидению фирмами и примкнувшими к ним Sun и SGI аппаратных видеосерверов — систем, предназначенных для хранения видеоинформации и ее трансляции по обычным телевизионным каналам, а в некоторых случаях и по локальным сетям. Но распространение Интернета с его новыми возможностями, такими как природная интерактивность, растущая бешеными темпами массовость, легкость учета и «доставаемости» зрителей, ориентация сетевого содержания на новое поколение жертв индустрии развлечений, заставило создать и новое поколение видеосерверов, работающих на протоколе TCP/IP. Сначала программных, потом и аппаратных, где вместо стандартного используется некий технологический вариант компьютера. Пионерами качественного вещания в Сети стали MBONE (академический видеопроект), серия продуктов от Starlight, а чуть позже — IP/TV от Cisco. Причем это всего лишь транспортные программы, то есть их задача заключалась в доставке видео в форматах AVI, MPEG или аналогичных по протоколам TCP/IP, поэтому видеопоток в Сети занимал широкую полосу — от сотен килобит до нескольких мегабит в секунду. Зрителей на таких соединениях не так много, а посему возникли фирменные программы-видеосерверы от VDOnet, Vivo, Vosaic, VXtreme, и RealVideo от Real Networks, рассчитанные в первую очередь на медленные линии. То есть использующие собственные видеокодеки, ухудшающие качество видео и звука, но зато способные передавать видеопоток по dial-up-соединениям. RealVideo возник на гребне популярности RealAudio — потокового формата распространения звуковых колебаний в цифровой форме. И сейчас, кстати, покоряющего сердца слушателей [4]. Не желая уступать столь перспективный рынок, Microsoft создала формат NetShow для передачи потокового видео по сетям TCP/IP, сейчас называемый Windows Media Service. До определенного времени NetShow-плейер и NetShow-сервер представляли собой всего лишь комплект плейеров и серверов сторонних потоковых технологий, но после покупки 10% акций Real Networks, 50% акций VDO и всей компании VXtreme Microsoft предлагает оригинальный продукт. И предлагает агрессивно. RealVideo, QuickTime 4 и Windows Media Service являются на сегодняшний день лидерами. В нашей стране QuickTime почти не используется [5]. Хотя он уже и не привязан к Mac OS, в США и Японии, где немало компьютеров Macintosh, QuickTime традиционно популярен. Правда, качество изображения и звука для низкоскоростных соединений у него ниже, чем у конкурентов. А вот RealVideo и Windows Media сейчас замечательно конкурируют друг с другом. Большой разницы между ними нет, и выбор той или другой технологии обусловлен скорее программными пристрастиями системных администраторов. Теперь определимся с понятиями. Потоковая (streaming) технология означает, что непрерывный показ видео начинается сразу после нажатия на ссылку, указывающую на видеоролик. За несколько секунд в буфер памяти компьютера скачивается примерно полминуты видео, а за время просмотра буфера в него успевает закачаться следующая порция. Соответственно поток видеоролика должен умещаться в пропускную способность вашего соединения с Интернетом, а значит, через модемное соединение не удастся непрерывно просматривать ролики в формате AVI или MPEG. Можно только полностью скачать многомегабайтный файл, потратив на сие неблагодарное занятие несколько часов. А потом перманентно наслаждаться им уже со своего диска, а не из Интернета. Вот и придумали некие фирменные кодеки, то есть программы, вообще говоря, ухудшающие качество, но зато позволяющие смотреть потоковое видео. Необходимо иметь программу-плейер, основанную на той или иной технологии и позволяющую смотреть видео только в этой конкретной технологии. Единого же стандарта для просмотра видео в Интернете пока нет [6]. Как я уже говорил, самыми распространенными являются RealVideo, Windows Media Service (в бытность NetShow) и QuickTime. Остальные технологии либо уже поглощены тройкой лидеров (вернее, их владельцев), либо ждут не дождутся этого сладкого часа. Далее, есть возможность показа видео в режиме unicast и multicast [7]. И RealVideo, и Media Service поддерживают оба режима. Вообще говоря, это зависит от настройки сервера, показывающего видео. В режиме unicast традиционно работают все провайдеры. Это означает, что каждому абоненту выдается тот видеофайл, который запрошен, то есть устанавливаются двухточечные соединения. Если один и тот же ролик одновременно запросили несколько абонентов, то в линию связи хлынет несколько потоков одного и того же видео, загружая канал, маршрутизаторы и бедную голову провайдера. В режиме же multicast по каналам течет лишь один поток, вплоть до последнего маршрутизатора [8], который разветвляет его на ближайших к нему потребителей. А если для приема информации из Интернета используются спутниковые тарелки, то сам бог велел хозяину спутника настроить multicast. Теперь считаем минусы multicast.
И наконец, еще один немаловажный момент — цена: все технологии состоят из трех программ — плейера для просмотра, видеосервера для показа, перекодировщика для оцифровки исходного видео с пленки в свой фирменный формат. На сегодняшний день у Microsoft все три программы полностью бесплатны [9]. У RealVideo стандартные программы бесплатны, а расширенные стоят денег. В чем состоит расширение:
Получается, что начальный программный набор для вещания в RealVideo стоит 0: Linux или FreeBSD плюс RealServer. А для WindowsMedia необходимо приобрести Windows NT или 2000 [10].
Теперь о том, что такое многопоточный ролик. Еще недавно приходилось несколько раз оцифровывать один и тот же видеоматериал, но с разным качеством: для клиентов с соединением на 28,8, 56, 64, 128, 256 кбит/с и выше. Для каждого ролика делать отдельную ссылку и тщательно объяснять что к чему. Начиная с ноября 1998 года для технологии RealVideo и начиная с апреля 1999 года для технологии Media Service при оцифровке в программе Encoder задается несколько потоков под разные соединения. На выходе получается один многопоточный ролик, и на него дается одна ссылка. При установке связи видеосервер выясняет у плейера параметры соединения и выдает необходимый поток, а в процессе показа может регулировать поток, подстраиваясь под реальную скорость соединения клиента с видеосервером. Теперь чуть подробнее о различиях между RealVideo и Media Service. У RealVideo вышла уже 8-я версия G2 (наверное, Generation 2), у Media Service не так давно появилась 7-я версия. Windows Media Service работает только под одноименной операционной системой, и, о чудо, для Mac OS и Solaris существует плейер. В то же время для RealServer, RealPlayer, RealProducer выбор гораздо богаче (замечу, правда, что сначала продукты выходят под Linux, Solaris и Windows NT/2000, а для остальных ОС немного позже и глюкавее: хотя Real Networks божится, что все аналогично, я пока не смог добиться выполнения всех функций под FreeBSD 3.0). И RealServer, и Windows Media могут работать как в глобальной, так и в локальной сети, гоняя не только фирменные, но и стандартные видеоролики, а RealServer — еще и flash-анимацию. RealPlayer и MediaPlayer можно запускать не только в отдельном окне, но и встроенным в html-страницу. В RealVideo-технологии есть еще и фирменный способ создания презентаций, так называемые RealText и RealPix. В 8-й версии RealVideo утверждается, что при потоке 500 кбит/с получается VHS-качество. Сравнивая возможности Media Service и Real G2 под операционной системой Windows, можно сказать, что они почти аналогичны: качество звука и картинки одинаковое, хотя субъективно, возможно, у Media Service лучше качество звука — больше высоких частот. MediaPlayer 7 имеет набор skin‘ов, меняющих его вид, и бОльшую коллекцию визуальных эффектов, сопровождающих по желанию прослушивание звука. Видеосервер нужен либо для прямых трансляций, либо для плавного показа видео, поскольку он проверяет реальную скорость прохождения видеосигнала и может чуть-чуть снижать поток видео для непрерывного показа. Для работы видеосервера от RealVideo требуется Pentium 120 и, начиная с 7-го G2, — 128 Мбайт оперативной памяти. Media Encoder работает с любым Pentium-процессором и 16 Мбайт памяти, но от мощности процессора зависит качество оцифрованного видео. В MS Media Player включена возможность просмотра видео в форматах AVI, MOV, MPG, а также RealVideo и — MP3-аудио. Но, похоже, Microsoft решила идти своим путем и поддержала только формат RealVideo не выше 4-й версии, а в последней версии вообще прекратила его поддержку. В RealPlayer включена возможность просмотра видео в формате Media Service, то есть ASF, а также AVI, MOV, MPG и MP3-аудио. Обидевшись на Microsoft, Real Networks сейчас дружит с Netscape и Intel, а это означает, что на процессорах Pentium III видео в формате RM смотрится лучше и более плавно за счет создания промежуточных кадров, а в состав Netscape Communicator 4.6 и выше входит RealPlayer G2. Кстати, Intel продолжает работу над видеокодеком Indeo; ряд версий входит в Windows, а новые можно взять на сайте бесплатно. Так вот, последние версии Indeo имеют интересные наработки по компрессии видео для передачи по Сети [11]. В заключение хотелось бы дать несколько практических рекомендаций по использованию возможностей видео в Интернете. Благо с июня 1997 года московский Интернет-клуб «СКРИН» каждую субботу ведет прямую трансляцию в Сеть различных литературно-музыкальных акций. И сейчас уже образовался довольно большой видеоархив на altTV.screen.ru. Созданием этого архива мы призываем к созданию независимой сети видеовещания в Интернете. Конечно же, скучно транслировать телевизионные передачи в Сеть, но пожар на Останкинской телебашне доказал актуальность даже простого интернетовского дублирования: увидев «черный экран» на всех каналах, многие люди только по Сети смогли узнать новости и посмотреть сюжеты о происходящем на телецентре. Хотя было забавно в разгар всех этих событий, нажав кнопку «Трансляция» на сайте РТР, смотреть передачу для садоводов и огородников. Новостного сюжета пришлось ждать до положенного по «живому» эфиру времени. Это еще раз подтвердило правильность нашей позиции: мы по-прежнему считаем, что назрела необходимость организации специальных видеопрограмм для Интернета. Для создания же видео в Интернете достаточно даже бытовой VHS-камеры и платы оцифровки, желательно на чипе BT-848, например LifeView EZ-capture, Aver EZ-capture или аналогичных. Оцифровать нормальное видео может любой ТВ-тюнер. Правда, платы ТВ-тюнера, как правило, не могут менять размер видео при оцифровке (только 384х288 точек, или 192х144), что не всегда удобно. Ни в коем случае не пытайтесь оцифровывать видео в формате AVI, вы потеряете более половины кадров, потому что эти платы не успевают записывать на диск большой поток. Только с помощью программ прямой трансляции можно записывать или транслировать на видеосервер видео в формате RM или ASF. Для качественной оцифровки видео в форматах AVI или MOV существуют более дорогие платы Miro DC-10 (250 долларов), Miro DC-30+ или FAST AV-master от 700 долларов, но они не позволяют напрямую транслировать в Интернет, потому что для записи большого потока на диск, как правило, используют свои фирменные кодеки, то есть после оцифровки необходимо смонтировать фильм в какой-нибудь монтажной программе, например Adobe Premier, которая позволяет запомнить его в формате RM, правда не многопоточном (пока). Если не любите Premier, монтируйте в какой-нибудь другой [12] или на видеомагнитофонах, а потом переводите через Encoder в формат RM или ASF. Помните, что, если вы ориентируетесь на зрителей с модемным соединением, нужно меньше шевелить видеокамерой при съемке, хуже всего оцифровываются наезды и отъезды; позаботьтесь о сильном контрасте между фоном и первым планом (причем фон желательно иметь однотонный), а также о хорошей освещенности. Лучше снимать на S-VHS, Hi-8, Digital 8 или DV: чем качественнее исходный материал, тем отчетливее будет видео — даже на 20 кбит/с. При вещании в Сети основной поток пока отдается для звука, как правило, 8 или 12 кбит/с, а для видео — все остальное, что может пропустить модем [13]. Итак, видео пришло в Интернет. Коммерческим мультимедийным структурам и государственным чиновникам пора это понять. Благо затраты на продвижение сетевых видеопроектов пока минимальны. Но главное, что это поле почти не засеяно, еще ничто не сдерживает творческих порывов. И следует помнить, что интерес к творчеству, культуре, прогрессу — это признак зрелости личности, фирмы, государства, общества.
1 (обратно к тексту) - А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».
|