Компьютер и власть или власть компьютера
Леонид Рейнгольд, lar2@mail.ru, 01.09.2000

Попробуем представить, как может измениться ситуация в управлении страной через несколько лет, когда компьютеры и специализированные устройства доступа в Internet станут широко распространены. С появлением техники последнего поколения радикально меняется технологическая база управления в государстве, соответственно должны меняться и механизмы осуществления властных функций. На некоторой функционально-технической базе появляются предпосылки возникновения технологии. Сейчас наступил такой момент, когда возможны радикальные изменения в технологиях управления.


Функции власти и их реализация

Традиционные основные функции власти, реализуемые теми или иными управленческими технологиями:

1 Охрана территории государства.
2 Распределение ресурсов.
3 Управление производством в госсекторе.
4 Внеэкономическое распределение финансовых ресурсов и предметов потребления.
5 Разработка, принятие и контроль за выполнением нормативных документов.
6 Защита прав граждан (юридическая, социальная, военная).
7 Внешнеэкономическая деятельность.

Для реализации функций власти используются следующие основные традиционные механизмы управления:

1 Иерархическая территориальная структура.
2 Отраслевая иерархическая структура.
3 Выборные органы различных территориальных образований.

Имеется определенная "очаговость" применения компьютерных технологий, вызванная как объективными, так и субъективными факторами. До последнего времени компьютерная техника использовалась для ускорения и облегчения традиционных "ручных" способов осуществления управленческой деятельности.

Так, несмотря на новые технические решения и кажущиеся возможности сократить долю управленческого труда, в условиях наших реформ работники фабрик и заводов перекочевали в виртуальную сферу производства и обращения управленческих и финансовых бумаг. У нас до сих пор происходит эволюционное развитие государственных и муниципальных структур. Можно ли изменить эту тенденцию?

Продолжаются деления-слияния ведомств. Зачастую причины этого:
- субъективные;
- по аналогии с Западом;
- сиюминутные потребности.

Под любую управленческую "перестройку" разрабатываются новые и модифицируются старые решения в плане использования компьютерных технологий. Сейчас складываются технологические предпосылки, позволяющие "перевернуть" управленческую пирамиду, сделав первичными данные, которые обращаются в сфере управления, а не организационные структуры, призванные получать и обрабатывать эти данные.

Бюрократические структуры легко формируются и трудно ликвидируются. Поэтому нужны механизмы, отслеживающие эффективность управления, модифицирующие систему управления в обществе, стимулирующие внедрение новых технологий в этот процесс.

Виртуализация власти в обществе

Перспективные механизмы управления могут быть менее жесткими и не привязанными к конкретным организационным структурам. А так ли нужен человек на каждом руководящем месте в новых условиях (особенно это касается представительной власти)? Ведь технически вполне возможны руководящие виртуальные группы с нетрадиционными принципами выборности и принятия решений, возможно их иерархическое построение с более широким, чем обычно, кругом привлекаемого населения и с большей привязкой к их фактическому вкладу в дело управления.

Вполне реальны материализованные в различных информационных технологиях "руководящие алгоритмы" с привлечением людей на необходимых этапах (принятие решений, оценка проблемы, анализ информации и т. п.).

Возможно возникновение автоматизированных механизмов саморегуляции в управлении обществом. Конечно, есть области, где саморегуляция более эффективна и должна применяться в первую очередь.

Постепенно складывается новая ситуация.

1 Виртуальное рабочее место становится дешевле реального. Может быть, во многих случаях настала пора пересаживать чиновников не на "Волги", а к экрану монитора (и во многих случаях дома, а не в офисе)?

2 Возможны новые формы демократии (коллегиальности), менее формальные, более представительные. Новой представительной властью в той или иной форме вполне могут быть при некоторых условиях пользователи Интернета (возникшие естественным путем или добровольно-принудительно приобщенные к компьютеру управленцы).

"Организационным каркасом" в управлении взамен имеющихся жестких структур зачастую могут стать сетевые технологии, автоматизирующие накопление информационных параметров объекта управления и выдающие на их основе управленческие решения с участием человека, а в типовых ситуациях - и в автоматическом режиме.

Должны быть разработаны технологические решения, обеспечивающие работоспособность новых механизмов управления:
- защита от злоупотреблений управленцами и посторонними людьми;
- предотвращение несанкционированной модификации технологии;
- гласность использования в заданных и известных пределах;
- и конечно же, если необходимо, защита от происков зарубежных спецслужб и мирового империализма.

В перспективе функционирование механизма власти, определенного законодательством, будет поддерживаться информационными технологиями. Они уже сейчас создают пока почти неосязаемую колею, по которой перемещаются наши управленцы - определяют реальное информационное наполнение процесса управления и во многих случаях систему поведения, в том числе возможные поведенческие реакции управленцев. Создают своего рода "русло" для управленческих раздумий.
Компьютерные технологии становятся активными и адаптирующимися к респонденту. Документ, Web-страничка, индивидуально подстроенные под респондента, - это не то же, что газета или телевизионный канал, особенно если при этом учитываются специфические личные интересы и особенности человека. Ничто не мешает этим технологиям развиться в средства манипулирования сознанием нового поколения. Каждому будет предъявляться сверстанный именно под него кнут и пряник, а в результате организатор манипуляции получит нужный результат.

Internet - среда для новой ОГАС?

Ранее уже предпринимались попытки внедрения в управление глобальных информационных технологий, но они были во многом преждевременными и часто носили искусственный характер. В этой связи вспоминается идея академика Глушкова: разработка и внедрение в СССР общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС), которая не была лишена смысла несмотря на существенные технические ограничения, [1]. Подобные системы на подобной же технике существовали в 60-70-е годы в крупных западныхкорпорациях и решали основные задачи учета и планирования выпуска продукции. Но говорить о возможности "штучного" производства информационных (да и не только информационных) продуктов для "отдельно взятого индивида" можно только сейчас.


<< Что нам ждать и чего не ждать от компьютеров
Все материалы номера
Вихри враждебные